В продолжении
статьи о финансовом благополучии федерации мы будем продолжать выяснять, как должны быть устроены в своей основной массе национальные клубы для того, чтобы цвести, пахнуть и наводить шорох в межнациональных соревнованиях. Напомним, что в первой части мы подробно разобрали доходные статьи клубов, выявив среди них существенные для федерации (билеты, призовые за чемпионат, сборные, интеркубок, магазины, фан-клубы), фиксированные (призы за кубок, лауреатские), несущественные и с неопределенной положительностью(аренда, тотализатор), не очень существенные, но явно неотрицательные (клуб прогнозистов, журналисткие выплаты) и совершенно непонятные доходы с продажи игроков.
На этот раз мы обратимся к расходным статьям бюджетов, выясним их значимость и влияние на федеративные доходы. Поскольку пока мы обсуждаем общеWIFAшные реалии, привязка к чешской Федерации в этой статье будет минимальной.
1. Зарплата игроков.
Эта важная статья присутствует в бюджете любого клуба и как правило занимает там одно из ведущих мест. Без хороших игроков нет результатов, то есть достойных результатов, а без результатов нет и денег. Однако это не означает, что чем больше расход по данной статье, тем лучше результаты. Зарплата игроков зависит не только от их силы, но и от возраста, причем наиболее затратным оказывается игрок в диапазоне 22-27 лет. Ветераны получают достаточно смешные деньги, однако обеспечивают результат не хуже молодых игроков. Конечно, бесплатного сыра не бывает, ветеранов приходится время от времени менять – но нормально разбирающиеся в рынке менеджеры могут делать это без больших финансовых потерь. Также важным моментом при расчете зарплаты является сохранение воспитанников клуба, получающих на 25% меньше, чем положено. С другой стороны, воспитанник как правило молод и когда его сила приближается к сотне или ее превосходит, даже уменьшенная зарплата может оказаться чрезмерной для клуба.
У малоопытных менеджеров часто встречается попытка сделать ставку на юниоров (до 20 лет), молодежь (20-23 лет) или футболистов среднего возраста (24-27) и значительной силы. Минус юниоров мы позже рассмотрим отдельно а все остальные игроки приводят к высоким затратным издержкам, причем не гарантируя результат. Необходимо понимать, что даже если дорогой состав обеспечивает хорошие результаты, во многих случаях тех же результатов можно достичь, неплохо сэкономив на зарплате, а оставшиеся деньги пустить в развитие клуба.
Также важно знать, что зарплата игроку платится неравномерно (30 частей равными долями после туров чемпионатов и еще 10 частей после 30 тура). Таким образом, купив игрока незадолго до 30 тура, вы дополнительно оплачиваете четверть его годовой зарплаты.
Есть и интересная для федерации зависимость между зарплатой и доходными статьями. Дело в том, что призовые за чемпионат рассчитываются в зависимости от средних значений силы игроков в дивизионе. Помимо этого, зарплаты игроков также зависят от средней силы дивизиона и зависимость эта обратная! Это означает, что клубы дивизиона, усиливая свой состав перед сезоном (до момента расчета размера призовых и зарплат) добавляют денег и себе и всем соперникам по чемпионату. Важно заметить, что усиление должно быть именно силовое, а не стоимостное, то есть каждый, кто покупает в период коммерческого турнира сильного веника с любыми спецухами или без таковых (с планами удачно выступить в евро или потренировать сборника-юниора или даже тупо наиграть минуты и навариться) – дает денежку всему дивизиону. Напротив, возвращаясь к «юниорским» командам, мы понимаем, что средняя сила у таких «перспективнячков» окажется очень мала и приведет к увеличению зарплат и снижению призовых всего дивизиона. Именно поэтому менеджер, намеренно оставивший в команде одних юниоров, для пользы федерации может (а иногда и должен) быть представлен на увольнение по развальной статье.
Помимо «средних» зарплат следует уделить внимание и персональным. Во многих клубах, учитывая популярность модели «кипер + стандартник», можно встретить ситуацию, когда один или пара игроков получают львиную долю зарплаты. В таком случае владелец клуба как правило может очень сильно сэкономить на зарплате и одновременно поднять силу команды, продав одного единственного игрока и недооценивать эту упущенную выгоду нехорошо. Опыт показывает, что игрок, получающий более 33% клубной зарплаты может обеспечить стабильные результаты лишь в исключительных случаях. Полевому игроку лучше выдавать не более 20-25% общей зряплаты да и то только если он очень важен (воспитанник, стандартник, забивающий форвард, большие сборничьи или лауреатские в перспективе).
Из всего вышесказанного, мы можем заключить, что для «федеративного здоровья» очень желательно использовать в составах сильных возрастных игроков, по возможности покупая их (и вообще всех сильных игроков) в самом конце сезона. Необходимо, чтобы используемые игроки примерно подходили уровню клуба (не пробирая себе всю зарплату). Построение команды исключительно на молодых (до 27 лет) игроках невыгодно по причине избыточности суммарной зарплаты. Команда построенная на одних юниорах (до 20 лет) перспективна и больших трат на зарплату не создает, однако своей ничтожной средней силой финансово ослабляет весь дивизион.
2. Базы: постройка/тренировка
Постройка баз исключительно важна для команд но, поскольку она как правило происходит не каждый год, структуру базы и значимость слотов мы обсудим в разделе «Содержание базы». Сейчас же поговорим о тренировке игроков. В результате тренировки при пренебрежимо малых финансовых вложениях (порядка 2М) клуб получает неплохую прибавку к номиналу игроков и, следовательно, их рыночной стоимости.Тем не менее начинающие менеджеры часто совершают ошибки при выборе тренируемых. Например, владельцы вновь создаваемых клубов часто тренируют своего наиболее перспективного 19-38. Раньше этот ход мог иметь смысл, однако сейчас рыночная стоимость подобного игрока как до, так и после тренировки примерно равна нулю, следовательно тренировочные баллы исчезают в никуда. Правильный выбор для такого клуба – купить для тренировки что-то вроде 16-42 или 17-53. При выборе тренируемых совершенно необходимо быть уверенным, что это тот самый игрок, чья рыночная стоимость вырастет максимально. Желательно, чтобы тренируемый игрок не был продан в ближайшее время (в таком случае тренировка непосредственно усиливает федерацию). Хотя имеются клубы, успешно выращивающие монстров именно на продажу, но тут надо твердо отдавать отчет в своих действиях, итоговая финансовая отдача должна заметно превышать вложенные средства и возможную упущенную выгоду. Прежде чем торговать тренировочными баллами клуба, нужно тщательно просчитать, стоит ли игра свеч.
Из похожих соображений необходимо выбирать и игроков под спецухи. Например вы можете дать спецуху игроку с базы только он потенциальный монстр или если планируете сейчас и в дальнейшем давать ему баллы силы, тренировать вениками и т п. Некоторые менеджеры покупают юниоров под тренировку совмещений (автор статьи тоже раньше этим баловался). Это – бессмысленный move, как правило приводящий к финансовым потерям. Если вам некому давать совмещение, перетренируйте под новую позицию игрока с имеющимся совмещением или не тренируйте совмещение вовсе.
3. Базы: содержание
Уровень и комплектация базы – одна из главных составляющих клубной инфраструктуры. Ни одна команда не может жить совсем без базы и все наверное читали статьи, в которых подробно раскрывается значение каждого слота для клубных успехов. Вкратце напомним все, что мы знаем про слоты баз, заострив внимание на финансовой отдаче от затрат на содержание этих слотов.
А) ДЮСШ.
Ранее ДЮСШ было важным слотом для любой команды, однако по мере роста средней силы игроков WIFA значение его ослабевает. Юниоры хуже чем «талант» вообще не имеют значимой коммерческой стоимости, что означает абсолютную бессмысленность ДЮСШ уровней 1 и 2. С ДЮСШ-4 и выше «хорошего» игрока еще можно во что-то вырастить, однако при этом он обкрадет «талантов», следовательно ДЮСШ-4 и 6 плохо оправдывают затраты на свою постройку и содержание. ДЮСШ-3, ДЮСШ-5, ДЮСШ-7 и выше это интересные слоты, заметно укрепляющие федерацию при генерации молодежи, но и их отсутствие имеет право на жизнь.
Б) Тренинг-центр
Увеличение активов клубов и, следовательно, федерации в результате тренировок мы уже рассматривали. Поскольку расходы на тренировку минимальны а профит весьма ощутим, тренинг-центр на любой базе должен присутствовать обязательно и в максимальной форме.
В) Фитнес-центр
Хороший фитнес – залог успехов команды в соревнованиях и почти все поддерживают его уровень на уровне базы. Однако здесь важно не переборщить. Нетрудно догадаться, что для федерации в целом уровень фитнеса слабых клубов особого значения не имеет. Если кто-то просядет по физе и начнет плохо играть, просто его соседи по дивизиону немного больше заработают. Некоторые клубы распродают игроков, чтобы повысить уровень базы и фитнеса, в результате скатываясь в низший дивизион и обнаруживая, что выбраться оттуда очень непросто. Между тем, фитнес 4 уровня вполне достаточен, чтобы при небольшой ротации состава почти постоянно играть жестким прессингом и поддерживать команду в достойной форме. Необходимость усиления фитнеса возникает лишь при появлении дополнительных соревнований. Пятый уровень желателен, чтобы поддержать многочисленных сборников или принять участие в евро. Шестой уровень понадобится, чтобы продвинуться в еврокубке на стадию группового турнира и не сильно потерять по ходу чемпионата. Седьмой фитнес и выше – удел суперклубов, игроки которых постоянно участвуют в матчах сборных, а также борются на трех командных фронтах на протяжении всего сезона.
Г) Медицинский центр.
Этот слот отвечает за уровень физготовности по выздоровлении игроков от травм. Понятно, что, как и фитнесс, уровень данного слота не важен для федерации, если мы не говорим о топ-клубе, представляющим страну на евроарене. Практика показывает, что для обычной команды без незаменимых игроков вполне достаточно поддерживать данный слот на уровне 3(84% готовности, одна пропущенная игра после травмы при фитнесе-4).
Д) Досуг-центр
Этот слот отвечает за мораль игроков и никакого финансового значения в масштабах федерации не имеет. Многие клубы вообще не используют этот слот, а поддерживают мораль за счет мероприятий – выходит дешевле и как правило прекрасно получается. Если мероприятия не дают результата, есть еще аренда и трансфер. Если клубы федерации коллективно разрушат свои досуг-центры и водрузят вместо него полезные финансовые слоты, коллективное (и индивидуальное) благосостояние обязательно двинется вверх. В защиту слота можно лишь сказать, что его используют нечасто и, как правило, команды только что повысившиеся в ранге.
Е) Юридический центр
Слот огромной важности. Он снижает расходы на содержание базы, стадиона, налоги при трансферных сделках и чем больше уровень слота, тем выше эффект. Всем уже наверное известно, что при базе выше 2 уровня юридический центр должен быть максимальным. Разумеется, федерация напрямую заинтересована в максимизации юрцентров всех своих клубов.
Ж) Маркетинг-центр
Этот важный финансовый слот влияет на зрительскую явку (следовательно, отражаясь на доходе от билетов). Также уже на уровне 1 он увеличивает максимальную посещаемость до 120%. Значимость слота огромна, он обязательно должен быть представлен у каждого клуба хотя бы на первом уровне.
З) Транспорт-центр
Как и досуг, этот слот принадлежит к числу финансово бесполезных, а точнее вредных, ведь на месте снесенного слота могло бы быть что-то приносящее прибыль. Иногда редкие топ-клубы из каких-то соображений таки строят этот малоэффективный слот, однако на то они и топы, чтобы играть не как все.
И) Магазин К) Фан-клуб
Оба эти слота уже рассматривались в предыдущей статье. Они дают клубу непосредственный профит, а фан-клуб также увеличивает выручку с билетов всему дивизиону. Особенность магазина в том, что его первый слот вдвое эффективнее прочих. Полезность обоих слотов для клубов и федерации очевидна.
Подводя итоги по данной статье расходов, мы видим, что слоты базы подразделяются на финансово выгодные (юрцентр, маркетинг, магазин, фанклуб, тренинг, с оговорками ДЮСШ), важные игровые (фитнесс, в меньшей степени медцентр) и сомнительные (досуг, транспорт, некоторые уровни ДЮСШ и медцентра). Команда с базой 4 уровня и выше может позволить себе размещение множества «правильных» слотов. Для федерации в целом выгодно, чтобы это множество оказалось как можно более мощным. Также федерации выгодно, чтобы клубы не завышали уровень своей базы сверх действительно необходимого. Подъем базы на 5-й уровень и, в особенности, выше может оказаться нерентабельным
5. Стадион (расширение), стадион (содержание)
Эта очевидная статья расходов у большинства клубов не вызывает затруднений. Общая тенденция очень простая: при условии выставлении нормальных цен на билеты клубу (и его федерации) выгодно иметь максимально допустимый в данном дивизионе стадион. Вместе с тем расширение стадиона на высоких уровнях окупается довольно долго (больше 2 сезонов), поэтому команда–«лифт» должна ориентироваться на границу по своему нижнему дивизиону и лишь при надежном закреплении наверху расширяться дальше. Как и при расширении базы, для расширения стадиона не следует сильно ослаблять состав команды, эффект может оказаться обратным. Даже с довольно маленького стадиона реально получить неплохую отдачу, так что если команда завершила сезон без ожидаемых доходов, то в этом виноват вовсе не размер стадиона и не уровень базы.
Тем, кто не в курсе, как рассчитывать оптимальные цены на билеты, можно рекомендовать сайт армянской федерации с программой Tickets, производящей расчеты автоматически.
6. Аренда игроков
В статье, посвященной доходам мы уже говорили о том, что при аренде игроков выигрывает как правило арендодатель. Арендуемому игроку вы платите зарплату, отдаете кровные плюсики и если вы еще расстались с кругленькой суммой в процессе торгов – очевидно, ваша федерация не в плюсе. Конечно, бывает и «умная» аренда. И в первую очередь это аренда дешевая. Если в расходной статье «аренда» фигурируют крупные суммы (порядка 1М и выше) – автоматически возникает подозрение, что менеджер планирует покинуть федерацию или не совсем отдает себе отчет в своих действиях.
7. Клубные мероприятия
В разделе, посвященном досуг-центру мы уже говорили о том, что федерации безразлична мораль вашего клуба, если он не выступает на евроарене. Но все равно мы используем мероприятия по увеличению морали, тем более среди них имеется абсолютно бесплатный разбор полетов. При планировании моральных мероприятий следует иметь в виду «средний результат» мероприятия. Для разбора полетов или клубного торжества он равен +0.5, для выплаты премии +1.5. Таким образом вместо того, чтобы платить премию, можно провести 3 других мероприятия, ожидаемая отдача та же, а цена может быть заметно меньше. Хотя конечно иногда нам нужен немедленный эффект.
Планируя мероприятия по подъему физы следует иметь ввиду, что их эффект очень слаб. Среднее ожидаемое +1 для народной медицины это просто ни о чем, разовые +2.5 для релакс-центра уже посерьезнее, но тоже мало когда имеет значение. Таким образом, «физические» мероприятия это в большинстве случаев потерянные деньги.
8. Налоги
Эта графа расходов актуальна прежде всего для менеджеров, активно работающих на трансферном рынке. Мы платим налог на продажу, мы платим налог на покупку. Поэтому менять шило на мыло на ровном месте не стоит, каждая сделка должна иметь твердое обоснование. Следует отметить, что налоговая ставка уменьшается с ростом юрцентра и для развитых клубов имеет несколько меньшее значение.
9. Штрафы
Как ни грустно себе признаваться, иногда наш клуб (или другой клуб нашей федерации) может постигнуть штраф. Лучший способ избежать подобных казусов – четко понимать, что в нашей игре финансово наказуемо. Мы не можем безнаказанно снять игрока с трансферного рынка. Мы не можем выставлять на трансфер единственного вратаря или шестнадцатого игрока команды. Нам следует следить за финансовым благополучием клуба, отрицательная касса может привести к штрафу в середине или конце сезона. Серьезные наказания могут грозить клубу за нарушения Fair Play. Также мы отвечаем за игровую практику арендованных игроков, 5 их невыходов на поле подряд (для вратарей 10) мы рискуем непосредственно отметить в клубном кошельке.
10. Покупка игроков
Статью «покупки», обычно занимающую скромное место в середине финансового анализа, мы поставим на край ввиду ее сильной неоднозначности. Определить, на пользу или во вред федерации были истрачены конкретные 50 лимонов, часто просто невозможно. Немного больше можно сказать о трансфере какого-то конкретного игрока. При этом имеет значение его сила, возраст, спецвозможности, статус воспитанника, цена, момент и обстоятельства покупки.
Отдача для федерации от приобетения зависит от дальнейшей судьбы игрока (будет он вскорости продан или останется играть). Мы уже упоминали о том, что приобретение сильных игроков в конце сезона может принести федерации в целом непосредственную финансовую выгоду в следующем несмотря на то, что рыночная стоимость игрока в перспективе идет на спад.
При приобретении ветеранов под тренировки следует иметь в виду значение спецвозможностей, которые они дают молодежи. В целом приобретение ветеранов перед перерывом в середине сезона (около 10-12 тура) из-за пика цен благоприятно сказывается на продающей федерации, хотя возможно выгода и для приобретающей из-за высокой перспективной ценности тренируемой спецухи.
Безусловно на выгоду федерации идет приобретение игроков-«сборников», конечно при условии адекватности цены сделки. А вот покупки бесперспективной молодежи в большинстве случаев не приносят особого смысла, хотя и тут каждую сделку имеет смысл рассматривать отдельно.
В следующей части нашей статьи мы кратко резюмируем вышеприведенные теоретические выводы и опишем «идеальную федерацию», каждый клуб которой делает все необходимое для максимального национального благополучия. Также вас ждут сравнительные таблицы, дающие некоторое представление о скорости развития и накопленном некоторыми конкретными федерациями ВИФА благосостоянии.